группа "Солнышко" г. Похвистнево

Развитие творческого мышления дошкольников.


 «Творческий процесс в самом своем

течении приобретает новые качества,

 усложняется и богатеет». 

Константин ГеоргиевичПаустовский

 

Для того чтобы ребёнокразвивался, ему необходима помощь взрослого, но эта помощь делает самогоребёнка беспомощным. Как же помогать, не помогая?

Как можно развиватьтворческое мышление дошкольников, читая вместе с ними сказки?

В сказках не стоитискать прямых, лежащих на поверхности нравоучений. С точки зрения прямолинейнойморали, сказки иногда звучат довольно странно: самым успешным может оказатьсясамый глупый из братьев, ленивый Емеля добивается любви царской дочери, анекоторые сказочные герои добиваются своего прямым обманом.

Великий итальянскийпедагог Мария Монтессори писала, что «дети учатся жить у жизни», но есличему-то учится у жизни – то это творчеству. А творчество невозможно просто«показать», надо самому решать задачи! Вот и возникает вопрос: каким образомребёнок может получить опыт такого решения, читая сказки? Ведь в сказках всезадачи предлагаются, казалось бы, уже в решённом виде.

   Во-первых, воспитатель должен построитьработу таким образом, чтобы дети восприняли сказку как задачу для себя:например, искали решение вместе с главным героем или анализироваливзаимоотношения  персонажей. В сказкахможно обнаружить все диалектические действия – и превращение, опосредствование,и объединение, и замыкание, и смену альтернативы. Самое интересное инепредсказуемое – в том, что часто дети видят не то действие, которое«запланировал» взрослый, а совсем иное – в этом случае очень непросто пойтинавстречу детской инициативе и свернуть с заранее проложенной тропы конспекта.Причём глубины, изумляющие даже бывалых взрослых читателей, открываются именнов ходе дискуссии. А сказки от этого нисколько не теряют своей непосредственнойпрелести: именно после решения проблемных ситуаций дети с особенной радостьюрисуют понравившиеся эпизоды, рассказывают о прошедших в группе спорах сродителями, придумывают собственные сказки. Даже в известном наизусть с детства«Колобке» можно обнаружить неожиданные секреты!

Во-вторых, в ходеизучения каждой сказки последние занятия посвящены проигрыванию, рисованию идаже придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть программы:дети учатся у сказки творчеству.

Сказки – это бесценноесокровище творческих действий для того, кто умеет читать.

Конечно, можноусомнится в этих  словах, но достаточновспомнить, с каким трогательным вниманием слушают вновь и вновь свои любимыекнижки совсем маленькие дети. По страницам сказки можно побродить с интересом ив одиночку, но это путешествие можно сделать и просто захватывающим – если помочь обнаружить скрытые от беглоговзгляда чудеса. Педагоги, которые много раз прочитывали одну и ту же сказку, нераз обнаруживали, что даже самая привычная на первый взгляд сказки послеобсуждения начинала сверкать разными неожиданными гранями.

Перед педагогамипоставлены задачи:

*помогать детямобнаруживать сокровища творческого мышления, скрытые в народных сказках;

*развивать способностьдошкольников создавать новое.

   Развивающее образование требует от взрослогомногого: умения точно ставить вопрос, реагировать на детские неожиданныеаргументы, придумывать самому и радоваться придумкам детей. Все этодействительно, очень важно, и этому нужно учиться, но если взрослый придет кдетям суровым и сосредоточенным на методических приемах, ничего хорошего невыйдет.

    Главная задача в развитии творческогомышления – дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора,восхищения неожиданной идеей. Мышление заработает только если на занятии, будетсоздана атмосфера творческого поиска, решения задачи, если дети поймут, что им надоне отгадывать мнение взрослого, а действовать самостоятельно, не боясьошибиться.

  Мышление ребенка будет развиваться, если:

·        взрослый будет слышать детскиетворческие ответы (даже произнесённые тихо), поддерживать и развивать их;

·        понимать, что именно мы развиваемв детском мышлении: от чего уводим и к чему хотим привести.

Мышление ребенка небудет развиваться, если:

o   взрослый будетпытаться подсказать ему правильные ответы, не давать опыта самостоятельногомышления;

o   критиковать детскиеверсии, не приводя аргументов;

o   одинаково поддерживатьлюбые детские ответы, не показывая, чем умный, удачный ответ отличается отнеудачного.

Задача перед взрослымстоит непростая – искать новое человек станет только в том случае, если он небоится ошибиться и при этом понимает, что все же надо искать безошибочноерешение.

Развивающиеобразование требует от взрослого многого: умения точно ставить вопрос,реагировать на детские неожиданные ответы, раскручивать волчок дискуссии в детскойгруппе, находить неожиданные аргументы, придумывать самому и радоватьсяпридумкам детей. Все это, действительно, очень важно, и этому нужно учиться, ноесли взрослый придет к детям суровым и сосредоточенным на методических приемах,ничего хорошего не выйдет.

Самое главное  - дать ребенку почувствовать радость решениязадач, умного спора, восхищения умной идеей. Мышление заработает только, еслина занятии будет создана атмосфера творческого поиска, решения задачи, еслидети поймут, что им надо не отгадывать мнение взрослого, а действоватьсамостоятельно, не боясь ошибиться.

Мышление ребенка будетразвиваться, если:                                                                      *взрослый будет слышать детские творческие ответы (даже произнесенныетихо), поддерживать и развивать их;

*понимать, что именномы развиваем в детском мышлении: от чего уводим и к чему хотим привести.        

Мышление ребенка небудет развиваться, если:

*взрослый будетподсказывать ему правильные ответы, не давать опыта самостоятельного мышления;

*критиковать детскиеверсии, не приводя аргументов;

*одинаковоподдерживать любые детские ответы, не показывая, чем умный, удачный ответотличается от неудачного.     

Прочитав сказку,педагог задает вопросы, для того чтобы освоить и понять её. Дети часто знают свои любимые сказки почти наизусть, однако,это вовсе не показатель понимания. Механически запомнить сказку дословногораздо легче, чем разобраться в её содержании.

После чтения сказки мызадаем вопросы, чтобы восстановить последовательность событий и установитьпричинно-следственные связи.

Опорой для выделенияосновных событий являются иллюстрации к сказке, которые отражают основныеэпизоды – структуру сказки.

Для того чтобы сменитьжанр беседы с демонстрации памяти на вдумчивое чтение, надо обязательнопродумать вопросы, которые станут мотивировать ребенка на размышления. Чтобывопросы действительно помогали детям и будили их мышление, надо знать обособенностях детского возраста и при составлении вопросов отталкиваться от этихособенностей.

Слова взрослогоавторитетны для дошкольника, поэтому закономерно задавать не закрытые, аоткрытые вопросы. «Закрытые» вопросы – вопросы, на которые можно однозначноответить «да» или «нет», и обычно по интонации взрослого вполне можно угадатьправильный ответ. Такие вопросы не требуют мышления. «Открытые» вопросыпредполагают развернутый ответ – ребенку приходится самому формулировать мысль.

·        «Старик пришел на болото?» -неудачный вариант вопроса.

·        «С чего начинается сказка?» -удачный вариант вопроса.

·        «Куда старик вначаленаправился?»  - удачный вариант вопроса.

Ребенку трудновосстановить последовательность событий – что за чем следовало в сказке,поэтому не стоит подсказывать, что за чем следовало. Лучше задавать открытыевопросы обо всех ключевых моментах сказки.

·        «Вначале журавль подарил старикускатерть, да?» - неудачный вариант вопроса.

·        «А куда потом пошел старик?» -удачный вариант вопроса.

·        «А что там произошло?» - удачныйвариант вопроса.

Детям нелегко уловитьпричинно-следственные отношения – в тексте они чаще всего прямо не объясняются,и взрослому кажется, что ребенку они вполне понятны. Однако чаще всего этотолько иллюзия понимания. Если взрослый не знает вопросов о причинных событий,а останавливается только на их последовательности, дети в ответ бодропересказывают сказку (а иногда и рассказывают близко к тексту), не отвечая навопросы «Почему?» и «Зачем?». Надо заранее продумывать вопросы, требующиеобъяснения причинно-следственных связей.

·        «Что решил журавль сделать?» -неудачный вариант вопроса.

·        «О чем журавль спросил старика?» -неудачный вариант вопроса.

·        «А почему журавль решил старикуподарить подарки?» - удачный вариант вопроса.

«А зачем журавльспрашивал старика, не хвастался ли он подарками?» - удачный вариант вопроса.

«Закрытые» вопросы тожемогут оказаться полезными, если занятие проводится с очень «слабенькими» илималенькими (например с четырехлетними детьми). Тогда, чтобы разбудить ихпознавательную активность, можно задать и такой вопрос, чтобы добиться отребенка хотя бы какой-то обратной связи – согласия, кивка.

Дети затрудняютсяуловить причинно-следственные отношения – в тексте они чаще всего прямо необъясняются, и взрослому кажется, что ребенку они вполне понятны. Однако чащевсего это только иллюзия понимания. Если взрослый не задает вопросы о причинахсобытий, а останавливается только на их последовательности, дети в ответ бодропересказывают сказку(а иногда и рассказывают близко к тексту), не отвечая навопросы «Почему?» и «Зачем?». Надо заранее придумать вопросы, требующиеобъяснения причинно-следственных связей.

       ·            «Что решил журавль сделать?»  - Неудачный вариант вопроса.

       ·            «О чем журавль спросил старика?» -Неудачный вариант вопроса.

       ·            «А почему журавль решил старику подаркиподарить?» - удачный вариант вопроса.

       ·            «А зачем журавль спрашивал старика, нехвастался ли он подарками?» -    удачныйвариант вопроса.

Часто вместо поискапричины в самой сказке дети ограничиваются общей характеристикой героя (онзлой, он добрый). Не стоит давать объяснения за детей, самому договариваяправильный ответ, лучше показать детям, что их версия не очень хороша, чтостоит еще подумать. Для этого надо задать дополнительный – уточняющий – вопрос.Например, при обсуждении сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» педагогзадает вопрос: «А почему ведьма просила зарезать козленочка?».

·        В сказках есть ситуации, которые разныегерои понимают по разному (например, один обманывает, а другой обманывается, непонимает, что с ним хитрят). То, что ситуация видна по-разному с разныхпозиций, детям не всегда понятно. Но вопросы о том, как воспринимают ситуацию разныеперсонажи, помогут понять сказку.

·        Основные правила составления вопросов посодержанию сказки:

·        *задаются открытые вопросы обо всехключевых событиях сказки;

·        *задаются вопросы не только опоследовательности событий, но и о причинно-следственных отношениях в сказке;

·        *задаются вопросы о том, как понимаютситуацию разные герои.

·        Чтение и первое обсуждение сказки обычнозанимает отдельное занятие. В конце его можно предложить кому-нибудь из ребятрассказать сказку по картинкам, прикрепленным к доске или мольберту.

·        Перед нами стоит диалектическая задача(смысловой центр развивающего занятия),

·        Цель развивающих занятий – помочьребенку обнаружить в содержании сказки диалектические отношения, то естьединство взаимоисключающих сторон, противоположностей. Диалектическая задачазаключается в том, что привычные (формально-логические) правила не позволяютпонять суть сказки, и читателю приходится искать иной тип отношений, прикотором единство противоположностей возможно. Другими словами – совершатьдиалектическое умственное действие.

·        Роль взрослого состоит в том,чтобы:  *помочь ребенку восстановитьцелостную картину ситуации, выделив в ней противоположные характеристики;

·        *показать ребенку, чтоформально-логические отношения (когда противоположности исключают друг друга)не позволяют понять сказку.

·        Поэтому взрослый должен очень четкопредставить себе, какого рода «ловушки» таит сказка, чтобы понимать, каквыстраивать дискуссию.

·        При решении любой диалектической задачивзрослому следует:

·        *создать проблемно-противоречивуюситуацию;

·        *помочь ребенку увидеть правомерностькаждого из противоположных суждений;

·        *вернуться к проблемно-противоречивойситуации и предложить решить ее при помощи схемы (тут диалектическое решениеили будет найдено или не будет – это уже не зависит от педагога, запланироватьрешение нельзя);

·        *задать провокационный вопрос,чтобы получить обратную связь: понять, насколько детям понятно совершенноепреобразование.                                                       

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

(В. А.Сухомлинский)

15 мая 2016 в 09:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.