группа "Солнышко" г. Похвистнево
Предметно-развивающая среда и личностно-ориентированный подход как средство обучения в образовательном процессе детей дошкольного возрастаПредметный мир в жизни ребёнка имеет огромное значение, так как является одним из первых объектов познания окружающей действительности. Именно ребёнок выступает действующим лицом в предметно-пространственном окружении. Цель педагога организовать предметно-пространственную среду так, чтобы она могла предоставить детям значительно большее «поле» для самостоятельных действий, способствовать формированию их познавательной и практической активности. При создании предметно-развивающей среды нами учитываются особенности детей посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личные особенности. В нашем новом, типовом, благоустроенном по всем требованиям Госстандарта детском саду, развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, а также территории прилегающей к Организации, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Учитывая размеры комнаты, мебель и уголки оформлены таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для разнообразных детских дел. Предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, коммуникативные способности. Влияние предметно-развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно. Поэтому при организации такой среды мы учли САНПИН, то есть требования к мебели, предметам быта, игровому оборудованию, учебным пособиям. Развивающую среду создаём и мы сами педагоги, своими руками. Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества. А также имеется уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными. Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др. Для этого у нас есть собственноручно сделанные «Волшебный мешочек ощущений», «Дидактическая коробочка». В уголке природы дети имеют возможность организовать и игры с песком, водой, снегом, камешками, глиной. Естественный природный материал даёт ребёнку наибольшие возможности для проявления творчества, фантазии. Комнатные растения собраны соответственно возрасту детей. Дети выполняют работу по уходу за растениями с большим интересом. Для этого в уголке имеется необходимый инвентарь: лейки, палочки для рыхления почвы, тряпочки, клеёнки, пульверизатор. Здесь же собраны дидактические игры по ознакомлению детей с природой, гербарии, коллекции ракушек и камней, игрушки домашних и диких животных. Рядом расположен центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность. Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя: 1. Методика и инструкции выполнения опытов и экспериментов. 2. Лупа, большая и маленькая 3. Ёмкости для воды 4. Ёмкость с песком 5. Камешки плавающие и тонущие 6. Шарики воздушные 7. Формочки с крышками 8. Палочки разной длины 9. Нитки, проволока 10. Металлическая ёмкость 11. Насос для надувания воздушных шариков. Изобразительная деятельность – одна из самых любимых у детей. В уголке собраны различные материалы и оборудование для продуктивной деятельности – это цветные карандаши, цветные акварельные краски, восковые мелки, пастель, гуашь, уголь, пластилин. Кроме этого имеются пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, солёного теста, клея, бумаги, других материалов. В уголке собраны игрушки с принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно – эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства, знакомят его с народным художественным творчеством. По гендерному принципу реализуем возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами. Одна часть групповой комнаты предусматривает организацию игр для мальчиков. Это зона конструирования. Здесь вы можете увидеть различные наборы строительного материала, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности, а также мелкие машинки и игрушки для обыгрывания построек. Эта зона находится вдали от столов, за которыми сидят любители настольных и дидактических игр: ведь строительные игры требуют большого пространства, кроме того, юные строители часто объединяются в группы по несколько человек, разговаривают, советуются, переносят детали, вносят изменения в постройки. Вторая часть предусматривает организацию игр для девочек, она обустроена в виде двух зон: комнаты с элементами шкафа для кукольной одежды, кроватки для куклы и кухни с элементами газовой плиты, умывальника и серванта для посуды. Посередине стоит стол и четыре табурета, а диван разделяет игровую зону на две – для мальчиков и девочек. Девочки с удовольствием играют в этом уголке, развивают различные сюжеты в ролевых играх: «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница» и т.д. Нередко к ним присоединяются и мальчики, сюжет игр становится сложнее. Создавая обстановку, способствующую воплощению детских замыслов, воспитатели постоянно не только наблюдают за детьми и вносят необходимые изменения, но и принимают участие в играх. Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В нашей группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, детские песни известных авторов, звуки леса, моря, различные сказки. Мини библиотека представляет собой полочки для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Мини библиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению. В игровой зоне располагается уголок ряженья и театр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют родители. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
При создании условий, организуя предметно-пространственную среду, необходимо помнить, что социально-культурное развитие ребёнка идёт через его соприкосновение с содержательной, эмоционально-насыщенной средой и самостоятельное, творческое освоение этой среды. Воспитатель не транслятор и даже не носитель этой среды, он её элемент и он может осваивать эту среду наравне с ребёнком, сопровождая, увлекая его дальше, глубже, сложнее. Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Создание атмосферы, ориентированной на индивидуальность ребенка, обеспечивается как через использование форм, методов и приемов, так и через личностно-ориентированный подход.
Предметно-пространственная развивающая среда 1.Насыщенной 2.Трансформируемой 3.Полифункциональной 4.Вариативной 5.Доступной 6.Безопасной
Ориентиры и сущностные характеристики ППРС по ФГОС ДО
«……..Локомотивом развития ребенка служит содействие ребенка с взрослыми и сверстниками; Лучше создавать мотивацию для ребенка, который готов всех и каждого замучить своими вопросами; Стандарт дошкольного образования ставит цель, чтобы дети остались почемучками; Важно, чтобы у них возникла мотивация к познанию и творчеству, и в ходе этой мотивации они обучились счету, чтению, получили представление о мире. Через сказки, через игры, через искусство, через мультфильмы, через исследовательское конструирование
Понятие и сущность развивающей среды Объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. Предметно-игровая среда должна отвечать определенным принципам: принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры; принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития; принцип системности представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле. Принципы построения развивающей среды в условиях ДОО: Принцип дистанции, позиции при взаимодействии Условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними. Установлению контакта могут препятствовать принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенка. Личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Необходимы зоны для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Этому способствует наличие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п. Принцип учета половых и возрастных различий детей Предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. В помещении группы раннего возраста можно создать следующие зоны: 1.Физического развития; 2.Сюжетных игр; 3.Строительных игр; 4.Игр с транспортом; 5.Игр с природным материалом (песком водой); 6. Творчества; 7.Музыкальных занятий; 8.Чтения и рассматривания иллюстраций; 9.Релаксации (уголок отдыха и уединения). Ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения. Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад. 23 февраля 2016 в 12:20
Основные сведения |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.